Прошло
5 лет с тех пор, когда заливистый школьный звонок возродил жизнь на заброшенной территории бывшего детского санатория.
Это было событие особой важности для всего Вурнарского района. Четвертого октября
распахнул двери Вурнарский региональный научно-образовательный центр. Ректор ЧГУ
академик Л.П. Кураков вручил первым лицеистам символический ключ от страны
знаний. И все присутствующие на площади гости, а их было очень много в этот день:
руководители предприятий, педагогическая общественность, родители, обратили
внимание на то, как в пасмурный день вдруг выглянуло солнце и ключ заиграл в его
лучах. Природа озарила своей улыбкой этот удивительный праздник, путь к которому был
нелегок.
Сначала
два руководителя: ректор ЧГУ Л.П. Кураков и глава администрации Вурнарского района
приняли непростое решение: создать учебное заведение нового типа, затем на
средства университета в рекордно короткие сроки центр был открыт. Процесс создания и
становления был сложным. По кирпичику, по бревнышку с упорством муравьев мы
возводили свой звездный «Дом, который зовут Лицей», прообраз школы-университета,
где одни хотят учить, а другие учиться.
Необходимо было сплотить, поднять
учительский, детский и родительский
коллектив на достижение целей, с точки
зрения осторожного здравомыслия
невыполнимых, нереальных.
Мало
кто верил, что за три месяца неузнаваемо
преобразится уникальный уголок природы,
будут снесены разрушающиеся здания,
выстроены новые объекты, реконструированы
и капитально отремонтированы старые
сооружения. И все пять лет неустанно
велись работы по развитию центра, его
усовершенствованию, мы
экспериментировали, были неутомимыми
новаторами. Все, что мы имеем сегодня,
достигнуто большим трудом многих людей:
педагогов-сотрудников, лицеистов,
родителей и всех, кто оказывал содействие
и поддержку новому учреждению образования.
Нас объединяла большая и значимая цель:
превратить наш центр в научно-образовательный
и культурно-воспитательный центр поселка,
комфортный и желанный дом для
старшеклассников. И этой цели мы добились.
На базе РНОЦ проводятся олимпиады, научно-практические
конференции, организовываются
передвижные выставки для населения района.
Совместными усилиями педагогов лицея и преподавателей университета решается методическая задача обеспечения учебно-воспитательного процесса с позиций личностно-ориентированного обучения. Данная проблема актуальна для нашего педколлектива, так как в лицее осуществляется интегрированно – дифференцированный подход к обучению, проводится профильная ориентация учащихся университетского лицея, особое внимание уделяется творческому и интеллектуальному развитию лицеистов.
Лицеисты
занимаются на спецкурсах, факультативах,
дополнительных занятиях по тому или иному
предмету в соответствии с выбранной
специальностью.
Учителя
используют в своей работе программу для
поступающих в ЧГУ, альтернативные
учебники. Каждый преподаватель имеет
индивидуальный план работы по профильным
предметам. Итог этой работы – хорошие
результаты на районных и республиканских
конференциях, олимпиадах и на выпускных
экзаменах в форме ЕГЭ.
Сравнительная
характеристика промежуточной аттестации
и выпускного экзамена показывает, что
заметен подъем успеваемости. Успеваемость
по всем предметам составляет 100 %. Средний
балл по предметам повысился до 4,2 и выше.
Средний балл ЕГЭ составляет 4,5; процент
обученности равен 96.
К.
Маркс когда-то сказал: «В науке нет широкой
столбовой дороги, и только тот может
достигнутьее сияющих вершин, кто, не
страшась усталости, карабкается по ее
каменистым тропам». Эти слова можно с
уверенностью отнести к нашим лицеистам,
которые углубленно изучают учебные
предметы и активно принимают участие в
олимпиадах и научно-практических
конференциях различного уровня. Так, на
районных предметных олимпиадах учащиеся
лицея заняли первых мест – 68, вторых мест
– 56, третьих мест – 38. На республиканских
олимпиадах наши учащиеся завоевали 2
вторых места, одно четвертое место и одно
седьмое.
Активное
участие лицеисты принимают в
лингвистической олимпиаде «Русский
медвежонок», математической игре «Кенгуру»,
в осеннем и весеннем турах международного
математического «Турнира городов».
На
республиканской конференции «Excelsior»
лицеисты заняли 10 призовых мест, на
студенческой конференции – 20. Участница
третьего Всероссийского конкурса
исторических исследовательских работ «Человек
в истории. Россия ХХ век» Максимова Ольга
получила поощрительную грамоту.
Невозможны
победы лицеистов без кропотливой работы и
помощи педагогов лицея и преподавателей
ЧГУ: Гусарова Ю.В., Ляпаевой Л.В., Быковой А.Н.,
Алексеевой Т.А., Жуковой Л.М., Дмитриевой А.Г.,
Захаровой Н.Е., Кузьминой Р.С., Николаевой Е.И.,
Ивановой Э.А., Катанаевой Н.Н., Григорьевой
Е.И.
Девиз
наших педагогов: «Сделать жизнь достойной
своего имени – это значит посвятить себя
благу других людей»
За
прошедшие пять лет лицей окончили 234
учащихся. Все они стали студентами вузов.
Из них 228 отдали предпочтение родному,
Чувашскому государственному университету.
По данным статистики, наибольшее
количество наших выпускников поступило на
факультеты медицинского института (28
человек). Далее следует экономический
факультет – 22 человека. На юридический
факультет поступило 16 выпускников
лицея, столько же на филфак. На
строительном факультете обучается 15
бывших лицеистов, по 10 – на химическом,
историческом, математическом и
электротехническом факультетах. На
электроэнергетическом – 9, на
машиностроительном – 8.
Всего
пять лет прошло со дня открытия лицея, но
за этот короткий отрезок времени уже
накоплен определенный опыт, утвердился
стиль работы, заложены традиции.
Основным
принципом деятельности лицея является
отказ от командной педагогики. Весь
коллектив лицея – это единый организм, в
котором все взаимосвязано и подчиняется
общей идее, которую можно выразить словами
В.Я. Стоюнина: «Как бы ни был низок
нравственный уровень современного
общества, школа должна быть проникнута
идеей, что только она может поднять этот
уровень».
Перед
педагогическим коллективом лицея стоит
задача – воспитать культурного,
гармонически развитого человека,
способного реализовать свои
потенциальные возможности, найти свое
место в жизни.
В
своей деятельности мы придерживаемся
убеждения: неталантливых детей нет. Талант
– это редкое растение, требующее
постоянного ухода, внимания. То, что дано
природой, легко загубить, «зарыть в землю»
или просто, оставив без должного внимания,
отдать на съедение сорнякам. Для того,
чтобы преуспеть во взрослой жизни. И
поэтому стараемся создать условия для
развития и реализации творческих
способностей учащихся.
Для
того чтобы дети имели возможность
проявить и продемонстрировать свои
таланты, работаем по разным направлениям.
Одно из них – создание художественной
галереи, где выставляются работы учащихся.
Вошло
в традицию проведение конкурсных
сочинений самой разнообразной тематики,
начиная с темы «За что я люблю мой лицей?» и
заканчивая «Идеальным обществом в моем
представлении».
Лучшие
из творений лицеистов помещаются в
рукописные газеты и в газету «Лицеист».
Среди
многих традиций, установившихся в нашем
лицее, числится и традиция проведения игр
в «Клубе веселых и находчивых». Играть в
КВН мы стали с первого года существования
центра. Первая игра КВН проводилась между
тремя лицейскими классами. Особенно
хорошо держались на сцене команда 10 класса
и команда 11 медицинского. Лучшие
представители этих команд вошли в сборную,
которая представляла лицей в Ядрине, где
собрались КВНщики из Чебоксарской
гимназии ЧГУ и Ядринской национальной
гимназии.
В
этой игре победителями мы не стали, но
главное – почин. Первый шаг был сделан,
ребята увлеклись игрой и в следующем году
с удовольствием приняли участие в
состязании между школами поселка. А в
ноябре прошлого года команда лицея
приняла участие в республиканских играх
КВН среди молодежи в возрасте
от 14 до 30 лет и заняла первое место в
районе.
В
составлении программы выступления
лицеисты принимают самое деятельное
участие: выступают в качестве сценаристов,
режиссеров-постановщиков, актеров.
Фантазии ребят нет границ.
Вообще, стараемся предоставить детям максимум свободы в подготовке и проведении различных мероприятий, что способствует их творческому развитию.
К
особо знаменательным событиям объявляем
конкурс на лучшую идею праздника, лучший
сценарий, где призом будет поездка в
Ядринскую национальную гимназию или
гимназию ЧГУ, с которыми мы поддерживаем
дружеские связи.
Кстати
сказать, по части выдумки, учителя не
отстают у нас от детей. Им ничего не стоит,
например, переодеться в Бабу-Ягу,
разбойников, доктора Пилюлькина и лесовика,
чтобы встретить в таком обличии учеников на
туристической тропе. С азартом играем мы и в
КВН между командами учителей и учеников,
который проводится в День юмора
А
в день самоуправления, тоже ставший у нас
традиционным, с удовольствием изображаем
нерадивых учеников.
Широко
практикуются у нас всевозможные
развивающие игры, стало традиционным
проведение «Интеллектуального кафе».
Каждый
ребенок – потенциальный творец, но иногда
даже он сам не подозревает об этом. Чтобы
помочь раскрыться каждому лицеисту,
стремимся создать атмосферу сотворчества,
привлечь детей к различным видам
деятельности, дать им возможность проявить
себя на том или ином поприще.
В
нашем лицее приветствуется любая
инициатива, никаких творческих ограничений
нет.
Целый
мир перед тобой, лицеист, «твори, выдумывай,
пробуй»!
Данная статья взята из газеты "ЛИЦЕИСТ №12"
© PATRON Design, 2002-2003 (NPG)